О чём молчат загадочные вышки?

Каждый из нас хоть раз замечал металлические вышки в виде пирамиды или штатива, установленные по различным местам, будь то поле, лес или населенный пункт. Эти вышки – геодезические знаки, наземные сооружения, которые являются частью государственной геодезической сети (ГГС) России. В последние годы управление Росреестра по Оренбургской области ведет активную работу по их инвентаризации. О том, с чем приходится сталкиваться сотрудникам управления, корреспонденту «ВО» рассказал начальник отдела геодезии и картографии управления Росреестра по Оренбургской области Евгений Явкин.
Надо отметить, что Евгений Анатольевич активно занимается этой работой не первый год. И своим примером опровергает, что работа сотрудников Росреестра – это только документы, а еще и экспедиции по просторам Оренбуржья. К тому же Евгений – творческий человек, пишет стихи и сочиняет песни. Но обо всем по порядку.
Любовь к географии
Евгений Анатольевич после окончания средней школы поступил в Оренбургский государственный университет, его выбор в профессиональном плане пал на специальность «география». Получив высшее образование, он практически сразу трудоустроился на государственную службу. Сначала работал в межевой организации. А затем перешел в управление Роснедвижимости по Оренбургской области. Спустя время данная организация была реорганизована в управление Росреестра. К последнему были еще присоединены Роскартография и Росрегистрация.
– Тяга к географии, к картам у меня была с детства. Постепенно любовь к географической науке переросла в мой закономерный выбор будущей профессии. Сейчас, как показало время, себя без нее уже не представляю. И самое главное, о своем выборе не жалею, – рассказывает Евгений Явкин.
Круг его обязанностей в нынешней должности достаточно широкий, и, по словам нашего героя, ежегодно появляется что-то новое, соответственно, приходится постоянно совершенствовать свои навыки, повышать квалификацию и пополнять знания.
– В первую очередь наше управление и отдел занимаются лицензированием геодезической картографической деятельности. Посредством портала «Госуслуги» предоставляем юрлицам и индивидуальным предпринимателям лицензию на осуществление геодезической картографической деятельности. Другое направление нашей работы касается мониторинга состояния пунктов государственной геодезической сети. Этот вид работы наиболее активен в конце весны, летом и заканчивается он в начале осени. Кроме вышеозвученных направлений, наш отдел находится в цепочке по исправлению реестровых ошибок, которые есть в Едином государственном реестре недвижимости, – продолжает Евгений Анатольевич.
Геодезический пункт
Увлеченные люди работают не потому, что они чувствуют внутреннюю необходимость заполнения времени работой, им просто нравится то, что они делают. Однако увлеченность работой – это не только приятное чувство, которое наполняет и делает осмысленной жизнь его обладателя, это еще и залог высокой продуктивности труда. Наш герой как раз и принадлежит к той категории, кого смело можно назвать увлеченным тем делом, которым он занимается. Мониторинг состояния пунктов государственной геодезической сети – это то направление работы, которое требует от него периодических выездов в бескрайние просторы нашего региона. Ведь эти объекты зачастую расположены далеко за пределами населенных пунктов. И, по словам коллег Евгения Анатольевича, такие командировки нисколько не напрягают, а, наоборот, в какой-то степени вдохновляют и даже, по его словам, энергетически подзаряжают на дальнейшие трудовые свершения. Но ближе к теме. Каждый из нас хоть раз замечал металлические вышки в виде пирамиды или штатива, установленные по различным местам: в поле, в лесу или населенном пункте. Эти вышки – геодезические знаки, наземные сооружения, которые являются частью государственной геодезической сети России.
– На местности эти инженерные конструкции закреплены специальными знаками. Наружным знаком является металлическая конструкция в виде пирамиды. А вот непосредственный его центр располагается под землей, на специальном пилоне размещена металлическая шайба. Именно она является носителем координат, которые неизменны ни во времени, ни в пространстве. И все они заложены с долговечной целью. Основная их масса установлена была в советский период. И с их помощью велось строительство дорог, населенных пунктов, прокладывали трубопроводы и другие крупные инженерные и строительные объекты. ГГС позволяет распространить на всю страну единую систему координат и высот, оперативно выполнять геодезические и картографические работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель. При этом являются необходимым базисом для внедрения федеральной государственной программы «Национальная система пространственных данных». Геодезическая сеть – это совокупность геодезических пунктов, расположенных по всей территории Российской Федерации. Геодезический пункт – это не просто вышка, это точка, особым образом закрепленная в грунте, на строении или на искусственном сооружении. Однако вышки – не единственная форма оформления геодезических пунктов, – поясняет начальник отдела геодезии и картографии управления Росреестра по Оренбургской области.
Под охраной государства
Внешний вид ГГС может быть самым разнообразным – от опознавательных столбов с охранными таблицами и надписями: «Геодезический пункт. Охраняется государством» до каменных канав, оград, курганов, деревянных срубов и трафаретов на скалах. Все это необходимо для обозначения и защиты этих важных точек. При этом все геодезические пункты являются общенациональным достоянием. Небрежное отношение к геодезическим пунктам, тем более их уничтожение, имеет далеко идущие последствия, а их восстановление влечет за собой огромные финансовые затраты. Также, как отмечает Евгений Анатольевич, в современных условиях, когда спутниковая связь иногда глушится радиоэлектронными средствами, данная система ГГС вновь становится актуальной и востребованной.
– Геодезисты в некоторых районах и регионах вынуждены производить замеры с помощью геодезического оборудования. К сожалению, на сегодняшний день одной из актуальных проблем является уничтожение и повреждение геодезических пунктов, которое происходит в основном из-за неосведомленности не только собственников земельных участков, на которых располагаются пункты, но и организаций, проводящих сельскохозяйственные, дорожные, строительные и иные работы. У многих граждан, которые сталкиваются с этими объектами, возникает любопытство, что же там такое находится под ними. Начинают копать, соответственно, происходит их повреждение. На территории Оренбуржья мало слишком старых пунктов, а вот в качестве примера могу привести Калининградскую область, так там есть эти объекты, которые были установлены еще в царской России. Так называемые охотники за историческими артефактами их выкапывают и затем пытаются выдать их за ценные исторические артефакты, продают в сети Интернет. В Оренбуржье самый старый из подобных объектов датирован 1905 годом. Согласно сведениям федерального фонда пространственных данных, на территории Оренбургской области размещено 14 224 пункта государственных сетей, из них фундаментальной астрономо-геодезической сети (ФАГС) – один пункт, высокоточной геодезической сети (ВГС) – семь пунктов, спутниковой геодезической сети (СГС-1) – 57 пунктов, государственной геодезической сети (ГГС) – 4568 пунктов, государственной гравиметрической сети (ГГС) – восемь пунктов, государственной нивелирной сети (ГНС) I–II классов – 1447, ГНС III–IV классов – 8136. Все полученные данные в ходе наших обследований мы направляем в федеральный фонд пространственных данных. Оттуда организации получают сведения об этих пунктах. Получая актуальную информацию о том, в каком состоянии находится пункт, заявитель может сделать вывод, что тот или иной пункт утрачен, соответственно, ему нужен другой. Получение этой информации является платной услугой, соответственно, человек хочет получить достоверные сведения, что он «живой» и что можно от него работать. На данный момент наша работа направлена на мониторинг ГГС. Что касается последующих этапов, то они будут зависеть от той картины, которая сложится на основе данных, которые будут получены по итогам нашей работы, – рассказывает Евгений Явкин.
Евгений Анатольевич вместе с коллегами в прошлом году исколесил не одну сотню километров по просторам Оренбуржья в поисках геодезических пунктов. По его словам, учитывая то, что наш регион сельскохозяйственный, основная масса таких вышек располагается на территории сельхозугодий.
– Если в тот период, когда эти пункты создавались, земли не были так освоены в сельскохозяйственном плане, то в последующие периоды здесь появились пашни. К тому же люди в тот период к ГГС относились более ответственно. А вот в постсоветский период с ними поступали, можно сказать, по-варварски. Где-то просто срезали наземную часть (металлический уголок), в других местах были попытки выкорчевать пункт. С подобным случаем столкнулись в Шарлыкском районе, когда при обследовании пункта под ним обнаружили трос с крюком весом не меньше 15 кг. То есть до нас кто-то пытался его демонтировать. Мы в свою очередь стараемся как можно меньше нанести какой-либо вред фермерам. Для этого проводим обследования в период, когда только начинают всходы посевов, либо, наоборот, после уборки урожая. Кроме того, маршрут нашего движения выбираем вдоль борозд, чтобы не причинить ущерб посевам. При этом хотел бы отметить, что законодательство обязывает собственников земли обеспечить беспрепятственный доступ к таким объектам, так как они являются государственной собственностью. К тому же собственник земли обязан сообщать, если произошло повреждение ГГС, – продолжает начальник отдела геодезии и картографии.
Снова в экспедицию
Как уже упоминалось, сохранность геодезических пунктов – стратегически важная задача для управления Рос- реестра. На территории Оренбуржья постоянно ведется активное строительство жилых, административных и офисных зданий, объектов транспортной инфраструктуры и т.д. Ни один из этих объектов не может быть возведен без точных геодезических измерений. Но вот отношение к ним иногда даже со стороны организаций оставляет желать лучшего.
– Приведу еще один пример: при проведении археологических раскопок одним из вузов региона участниками раскопок был обнаружен на кургане пункт ГГС. Они обратились к нам, сообщили, что он им якобы мешает. Мы им объяснили, что в таком случае надо написать заявление в соответствии с законодательством о том, что необходимо ликвидировать пункт. Но в этом случае необходимо создать аналогичный пункт рядом с этим местом. После этого они пропали. А у нас как раз в этом месте было запланировано обследование, мы прибыли туда и застали картину, когда они демонтировали пункт. Соответственно, засняли этот процесс. Единственное, не сразу поняли, чья была техника, но затем полиция помогла выяснить по госномерам ее принадлежность. В итоге за уничтожение пункта ГГС привлекли его участников к ответственности. При этом можно ведь было до этого не доводить, всего-то надо было действовать в соответствии с законодательством. Тем более они уже ведь этот путь начали. Поэтому еще раз отмечу, что все подобные случаи происходят из-за незнания и неучета важности пунктов ГГС. Материальной ценности они не несут, значимость их заключается в практической части, чтобы проводить те или иные точные измерения для хозяйственно-экономической деятельности, – делает вывод Евгений Явкин.
Евгений отмечает, что работы по мониторингу пунктов ГГС на территории Оренбуржья непочатый край:
– С наступлением теплого сезона мы продолжим эту работу. Сейчас она будет осложняться тем, что в основном надо будет обследовать те пункты, которые располагаются очень далеко.
Автор материала Константин Копылов
Фото: Александр Чердинцев
12+