Увлечение, ставшее делом жизни
– Надежда Николаевна, с чего началось Ваше увлечение историей города Оренбурга?
– Краеведением я увлеклась после 60 лет, так как образовалось слишком много свободного времени. А до этого 20 лет проработала в театре музыкальной комедии, затем почти столько же – в коммерции. После выхода на пенсию работы стало меньше, дети и внуки выросли, время надо было куда-то девать. А у меня всегда был интерес к поиску информации и тяга к исследованию. И тема истории Оренбурга здесь пришлась как нельзя кстати. Со временем это меня настолько затянуло, что сейчас составляет большую часть моей жизни. Хотя поначалу это было для меня, скорее всего, развлечением. О том, что существуют краеведы и чем они занимаются, я в тот момент особого представления не имела. И, конечно, не могла предположить, во что выльется моё увлечение. Тогда я просто ходила по городу, фотографировала исторические здания, искала информацию о них в различных источниках. К определённому моменту у меня накопились материалы, и я решила их выложить в публичное пространство. И в 2012 году создала в соцсетях группу «Уходящiй Оренбургъ», где стала размещать посты со своими собранными фотографиями по истории нашего города. Группа раньше была во всех социальных сетях, сейчас веду только в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Аудитория в них отличается, это я даже замечаю по тем комментариям, которые подписчики оставляют под моими постами.
– Ваша группа называется «Уходящiй Оренбургъ». Почему именно так её назвали?
– Это название закрепилось почти сразу, при создании группы. К тому времени у меня появились знакомые по этой теме, посоветовалась с ними. Хотя со стороны подписчиков в комментариях звучали и иные мнения. Но в конце концов выбор пал именно на «Уходящiй Оренбургъ». А сейчас это уже настоящий бренд.
– Не могу не спросить, какова всё-таки цель Вашего проекта «Уходящiй Оренбургъ»?
– Прежде всего это популяризация истории Оренбурга, его исторических объектов. Спустя время к этой части моего увлечения добавилось проведение экскурсий по исторической части города. Сейчас это направление стало популярным, и у нас много, кто занимается проведением экскурсий. Но в 2012 году, когда я только начинала, экскурсиями по городу занимались единицы. При этом хотела бы отметить, что я очень скрупулёзно отношусь к подаче исторических материалов. К сожалению, сейчас стали массово распространять недостоверные факты, таким образом прикрывая белые пятна в истории Оренбурга. Поэтому, когда слышу или вижу искажение в подаче материала, то это очень коробит. Убеждена, что при любых обстоятельствах, при подаче тех или иных исторических фактов должна соблюдаться их достоверность.
Краевед-любитель
– Надежда Николаевна, откуда берёте информацию как для своей группы, так и для проведения экскурсий?
– Я много читаю исторической литературы, что-то беру на просторах интернета. Также и подписчики делятся своими материалами, к примеру, присылают старые фотографии улиц или зданий города. В группе «Уходящiй Оренбургъ» часть постов со временем повторяю, так как добавляются новые подписчики, да и историческая информация всегда остаётся актуальной.
– Есть у Вас информация об истории того или иного здания или факта из прошлого Оренбурга, которые раскрыты именно Вами?
– В какой-то момент моё увлечение краеведением, а также ещё и коллекционированием совпало с реализацией в городе программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Стала посещать разрушенные старинные дома, но не просто делала фотографии, а по каждому зданию пыталась искать информацию, анализировала её. Порой доходило и до того, что надо было изучить технологию строительства того или иного исторического периода. Сведения также брала из исторической литературы.
– А к архивным документам обращались?
– К сожалению, пока такой возможности у меня не было. Но у меня есть приятельница, которая тесно работает с нашими архивами. Поэтому при необходимости могу обратиться к ней. Для архива надо время, а его сейчас не всегда много. Если честно, мне проще пробежаться по городу, побеседовать со старожилами. Хотя, не все из них могут сообщать достоверные факты, но у меня уже есть определённый опыт, поэтому такую информацию я «фильтрую».
– В группе много исторических фотографий, они все Ваши?
– Что касается исторических, то они мне не принадлежат. Но за всё время моего увлечения у меня уже скопилось моих личных фотографий около 25 тысяч. Наши архивы предлагали их передать им, но я для начала хотела бы их систематизировать по тематике, а потом уже подумать над их передачей.
От коллекции – к книге
– Надежда Николаевна, когда Вы пришли к коллекционированию старинных кирпичей?
– Это увлечение является результатом моих хождений по городу, как раз вот по таким разрушенным старинным объектам. Собирала я кирпичи с клеймами заводов, которые их изготавливали. Сначала просто коллекционировала, не доходили руки до того, чтобы заняться их изучением. Своеобразным триггером для меня в этом стало, когда блогеры на страницах социальных сетей стали выкладывать кирпичи с информацией, откуда они. Меня заинтересовал вопрос – откуда они берут сведения. Стала копаться в интернете и выяснила, что в России есть коллекционеры, которые собирают старинные кирпичи с клеймами. А интерес к ним как раз появился, когда стали массово разбирать старинные дома. Ведь кирпичи при строительстве выкладывали клеймами внутрь стены, поэтому увидеть их можно было только при разрушении зданий. Спустя время судьба меня свела с коллекционером из Санкт-Петербурга Владимиром Смирновым. Он собрал коллекцию старинных кирпичей не только своего города, но и всех губерний России, которые были до 1917 года (81 губерния). Он классифицировал её, составил каталог. И, что самое главное, в его коллекцию вошло много кирпичей, которые были произведены в Оренбургской губернии. В какой-то момент меня, можно сказать, задело самолюбие, почему человек из другого города занимается изучением, в том числе и историей Оренбурга, а у нас никто такую работу не ведёт. Вот эти мысли и стали началом к тому, что я решила заняться не просто коллекционированием старинных кирпичей, а стала изучать клейма, искать информацию об их производителях, изучать технологию их изготовления. Наладила тесный контакт со Смирновым, с другими коллекционерами. Когда набрала много материала, я не знала, куда его деть. Стали появляться мысли сделать итогом этой работы создание книги. Но дело в том, что я никогда не занималась подобной работой. И здесь судьба меня свела с Игорем Храмовым и его командой из Оренбургского книжного издательства им. Г.П. Донковцева. При финансовой поддержке Минцифры России книга была издана. Во время её презентации о необычном, очень реалистичном, вплоть до тактильных ощущений, дизайне говорили все. Лежащие стопки книг практически невозможно было отличить от представленных тут же в музейной коллекции старинных кирпичей. Замечу, что в моей коллекции сейчас около 50 старинных кирпичей. Спустя время эта коллекция будет доступна в одном из выставочных залов нашего города.
– В Вашей коллекции есть кирпич, информация о котором является для вас особо ценной?
– Есть такой экземпляр. Он появился буквально недавно, я как раз заканчивала работу над книгой. Нашла его на одной из дорожек, выложенных кирпичами в исторической части города. Клеймо, которое было на нём, я сама не смогла расшифровать, обратилась к Владимиру Смирнову. Отмечу, что он выступал в качестве консультанта моей книги. В итоге клеймо он расшифровал. Выяснилось, что оно датируется 1851 годом, а в тот период Оренбург ещё носил статус военной крепости. Поэтому и кирпич изготовлен на казённом заводе для строительства военной крепости, и на нём написано «Оренбургская инженерная комиссия – 51». Данный кирпич является самым старым в моей коллекции.
– На кого рассчитана книга «Время собирать кирпичи»?
– На самый широкий круг читателей, но прежде на тех людей, которым интересна история Оренбурга. Хотела бы отметить, что над редактированием книги работал Владимир Беребин, её дизайнером стала Светлана Токторалиева. Очень благодарна им и прежде всего Игорю Храмову за огромную помощь в издании книги. Не могу не отметить своих внуков – Илью и Ольгу Николаевых, которые также помогали в моей работе над тем, чтобы эта книга увидела свет.
– Мы с Вами беседуем накануне Дня пожилых людей, поэтому хотел бы узнать, в чём секрет Вашей бодрости и активности?
– В первую очередь это мои гены – мама у меня до глубокой старости сохраняла активность, очень много читала. Эта её любознательность досталась и мне тоже. Другой фактор, который повлиял на меня, связан с тем, что однажды, работая в театре, услышала фразу «К старости себя надо готовить». И она мне запала на всю жизнь, стала даже неким руководством. Поэтому и нашла себе занятие по душе. И пользуюсь моментом, читателям, особенно молодым, я также скажу: «К старости себя надо готовить!».
Автор фото и материала Константин Копылов