Военная служба по контракту
Важно. Интересно. Оперативно

Праздники проводятся весело

9 января
310
Праздники проводятся весело
Посредством архивных материалов вернёмся на новогодние торжества в Оренбург 130-летней давности. 

 «Не менее 1 рубля на бедных» 

Приветствуя читателей в 1895 году, хроникёр «Оренбургского листка» свидетельствовал: «С новым счастьем!», «Всякого благополучия!», «Двести тысяч выиграть!» – эти возгласы и другие благожелания слышатся при всех встречах между знакомыми. Новогодние визиты по издавна установившемуся обычаю принято у нас заменять общими взаимными поздравлениями 1 января в час дня в зале Общественного собрания (сейчас – корпус Оренбургского института искусств на ул. Советской, д. 17. – Т.С.) или же присылкой карточки с приложением пожертвования не менее 1 рубля в пользу бедных (для сравнения: по ценам того времени килограмм мяса стоил около 20 копеек. – Т.С.). К этому доброму обычаю с нынешнего года присоединились и оренбургские дамы. 
Праздники проводятся весело и благополучно. Хорошему настроению соответствует и погода – ровная, не очень морозная, безветренная. Гуляющих пешком и катающихся на лошадях полны все улицы. Общественные места увеселений не остались без посетителей, особенно театр, детские ёлки и танцевальные вечера. По улицам в слободках встречаются толпы ряженых и славильщиков». 

«В обширных помещениях губернаторской квартиры»

 «Детский праздник, устроенный её превосходительством Е.М. Ершовой (супруга губернатора. – Т.С.) в обширных помещениях губернаторской квартиры, вышел блестящим и будет надолго памятным для детей, явившихся на вечер в сопровождении родителей, – утверждал один из оренбуржцев в конце ХIХ века.
 – Благодаря заботливости и ласковой предусмотрительности хозяев вечер этот начался детским спектаклем. В большой зале была приготовлена сцена, и юные исполнители сыграли шутку Мансфельда «Не зная броду, не суйся в воду» и водевиль Андреева «Старый математик». В шутке Мансфельда роль Фокина исполнял А.П. Башкирцев, Наденьки – Е.В. Ершова (дочь оренбургского губернатора. – Т.С.), Паши – А.В. Доброхотова (дочь оренбургского полицеймейстера. – Т.С.), Бурова – П.И. Ростовцев (сын попечителя Оренбургского учебного округа. – Т.С.), Макарки – А.В. Ершов (сын главы Оренбургской губернии. – Т.С.), а в «Старом математике» роль Солонкина исполнил И.В. Ершов (сын оренбургского губернатора. – Т.С.), Молотова – П.И. Ростовцев, Чистова – А.В. Ершов, Гвоздева – А.П. Башкирцев. Исполнители, как заправские артисты, за свою милую, умную, хорошо обдуманную игру и старательную игру были награждены дружными горячими аплодисментами, а юные исполнительницы, сверх того, получили по букету живых цветов. После спектакля детям предложен чай и угощенье из конфект, фруктов, печений. Вечер закончился играми, продолжавшимися почти до 11,5 часов вечера. Если принято считать Рождественские Святки праздником детей по преимуществу, то лучшего праздника для них трудно придумать, как этот милый по непринуждённости и весёлый по искренности детский вечер». 

«Ёлка в полицейском управлении» 

Сохранилось свидетельство о местных стражах порядка того времени: 
«Заботясь о нравственном воспитании городовых, оренбургский полицеймейстер собрал их с семействами в полицейское управление, чтобы доставить им развлечения и удовольствия, и в то же время для детей их устроил ёлку. Вполне прилично и весело проведён был устроенный вечер, и в благодарность за удовольствие городовые выражали решимость вести себя вообще как можно приличнее в продолжение всех праздников. Многие действительно исполняли служебные обязанности добросовестно. Но некоторые вели себя настолько предосудительно, что оскорбили своих товарищей и уронили достоинство занимаемого ими служебного положения. Так, городовой 2-й части, находясь на посту, напился пьяным до потери сознания и произвёл беспорядок в Караван-сарае. …Совершившие такие поступки подлежали немедленному увольнению из службы, но господин полицеймейстер (снисходя к тому, что они недавно поступили на службу и, может быть, недостаточно ознакомились со своим положением и требованиями службы) подверг этих городовых аресту при полицейском управлении каждого на пять суток с предупреждением, что если и засим будут замечены в дурном поведении или в неисправности по службе, то будут уволены. Все же остальные городовые, их семьи, особенно же детки очень благодарны господину полицеймейстеру за ёлку, которую многие увидели первый раз в жизни». 

Гимназисты исполнили комедию «Горе от ума» 

В новогодние дни 130 лет назад оренбуржцы отметили вековой юбилей А.С. Грибоедова:
 «Прежде всего и главным образом помянули великого поэта в местном учебном мире. Гимназисты, пользуясь рождественскими каникулами, разучили и под руководством артиста Соколова исполнили бессмертную комедию Грибоедова «Горе от ума». Причём спектакль свой, данный на импровизированной сцене в рекреационном помещении гимназии (ныне корпус Оренбургского педагогического университета на ул. Советской, д. 19. – Т.С.), растянули на три дня: сначала в виде генеральной репетиции, затем для учащихся и родителей и, наконец, для учащих и начальствующих. В антрактах играл гимназический оркестр. Нечего и говорить, что стихи Грибоедова заучены были твёрдо и сказаны великолепно. Мало того, сама игра в костюмах обличала в исполнителях, по крайней мере, в большинстве из них, признаки больших сценических дарований и хорошую декламацию. Хорошо декламировали свои статьи и участники дивертисмента. В других учебных заведениях тоже не забыли о юбилее великого русского поэта. Например, в киргизской учительской школе ученики выслушали юбилейную речь преподавателя Н.С. Шустикова. В театре городском сыграли «Горе от ума» – цены на билеты были общедоступны, а роль Чацкого играл господин Соколов, режиссёр гимназистов, которые поднесли артисту заслуженный ценный подарок». 

«Студенческий концерт дал большой сбор» 

Традиционный студенческий концерт состоялся в залах Общественного собрания и «дал большой сбор, так как общество, несомненно, симпатизирует своей университетской молодёжи и охотно жертвует лепты на поддержку учащейся бедноты из земляков.
 Кстати, одна пятая часть чистой выручки от концерта участниками его великодушно предоставлена в пользу фонда наших воскресных школ, год тому назад открытых и пробавляющихся случайными средствами. Хозяева концерта воспользовались любезным участием певца и артиста М.М. Резунова, который великолепно исполнил каватину Владимира из оперы Бородина «Князь Игорь», серенаду Чайковского «О, дитя» и дуэт с артисткой А.М. Михайловой «Рассвет». Маэстро и капельмейстер Г.Ф. Эстеррейх в свою очередь при посредстве казачьего оркестра доставил большое удовольствие исполнением таких оркестровых вещиц, как «Поэт и крестьянин» Зуппе. Любитель А.С. Лялин мастерски прочёл стих Боровикоского, а Г.М. Борисов сыграл на скрипке соло легенду Венявского. Великое удовольствие доставили хоровые номера программы под управлением Н.А. Федотова (дед по материнской линии великого музыканта современности Мстислава Ростроповича. – Т.С.). Исполнены любителями и студентами «Лысая гора» Манна, хор из оперы «Наташа» Вильбоа, «То не ласточка, не касаточка», особенно же классическое «Гаудеамус игитур». Из студентов выискался и поэт (П.С. Исаенко), прочитавший своё собственное, красиво и благородно составленное стихотворение «По поводу куплетов Денег надо». 
Автору много аплодировали. Залы собрания декорированы были в русском стиле, в красивых киосках торговали молодые особы. Вечер по обычаю закончился танцами. Лучшего каникулярного времяпрепровождения студентам трудно пожелать и выдумать». 

«Для ограждения народной нравственности» 

Неумеренное потребление населением России спиртных напитков низкого качества побудило правительство к необходимости выделения винной торговли из сферы влияния частных интересов. Положение «о казённой продаже питей» утверждено в июне 1894 года.
 Как тогда говорили, «в виде опыта в четырёх губерниях: Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской предпринята попытка для разрешения одной из трудных и важных задач по улучшению народного быта – для ограждения народной нравственности, народного здравия от растлевающих влияний нынешнего питейного заведения». 
Газета «Оренбургский край» поздней осенью 1894 года сообщала: «Число винных лавок и складов с введением казённой продажи вина с первого числа будущего января у нас значительно поубавится. В настоящее время всех винных заведений в городе имеется около 100. С нового года их будут только 17: 15 винных лавок, 1 склад, 1 ректификационный завод. В Форштадте будет только 2 винных лавки». 
В первый день 1895 года, по свидетельству современника, «питейная реформа в Оренбурге и Оренбургской губернии стала не только совершившимся фактом, но и злобой дня. Потребители нового «казённого вина» (в 40 градусов) находят его дорогим (45 копеек бутылка и 2 рубля четверть ведра без посуды) и не так легко доступным, как прежде, хотя «крепким» и «добрым». Трактиры могут подавать водочку только в запечатанном виде и по казённой цене. Кабатчики льют крокодиловы слёзы ввиду убыточности новой торговли не только для них, но и для самой казны, хотя за прибор к бутылке (за рюмку, штопор, салфетку, скатерть) выдумали уже брать 30 копеек без закуски (по 2 копейки за рюмку). 
Складчики и мелкие заводчики позакрывали свои операции, тоже недоумевая, какой расчёт казне рисковать доходностью от столь прибыльной статьи по прежним порядкам.

Автор материала Татьяна Судоргина

Фото предоставлено Татьяной Судоргиной 

Комментарии 0