«Принципиально новое решение»
С развитием нефтяной промышленности в России в 1870 – 1880-е годы остро встал вопрос о хранении продуктов ее производства. Нефть помещали в земляные ямы со столбами внутри, деревянные чаны или каменные бассейны. Это было неудобно, небезопасно и неэффективно. История возникновения специальных резервуаров в России связана с «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель», осуществлявшим добычу черного золота в Баку. Контракт на проектирование и строительство первого нефтепровода для него выиграла «Техническая контора инженера А.В. Бари», техническим директором которой являлся гениальный российский инженер Владимир Григорьевич Шухов.
Нашим современникам больше известны его изящные металлические творения, среди них – знаменитая Шуховская телебашня в Москве. Мало кто знает, что В.Г. Шухов был выдающимся специалистом по проектированию и внедрению необходимого для нефтяников оборудования. Именно русский ученый, инженер, архитектор Шухов – первый в мире создатель принципиально нового типа хранения нефти.
По проекту В.Г. Шухова при строительстве нефтепровода в 1878 году (некоторые историки считают, что это случилось в 1881 году) появился первый резервуар для хранения нефти. Он был собран из стальных листов, соединенных при помощи заклепок.
Резервуары, спроектированные Владимиром Григорьевичем, имели цилиндрическую форму с плоским дном и крышу в форме конуса. Особое внимание он обращал на то, что стенки цилиндра должны иметь определенную толщину во избежание разрывов, вызванных напряжением от налитой жидкости.
Эти хранилища – в одном ряду с самыми совершенными изобретениями В.Г. Шухова. Они оказались настолько удачными, что повсеместно строятся по сей день – конструкции их почти не изменились.
«Обратить внимание на способы хранения керосина»
В Оренбурге нефтепродуктами в конце ХIХ столетия торговали мелкие лавочники, храня их в деревянных бочках. На страницах местных периодических изданий можно было увидеть объявление: «В лавке Ануфриевой имеется для розничной и оптовой продажи бакинский керосин высшего сорта товарищества братьев Нобель».
Скрывшись за инициалом «Г» сотрудник газеты «Оренбургский листок», делился своими рассуждениями: «Из осветительных материалов главную роль в нашей жизни играет теперь керосин и спрос на него так распространен, что в самой из ничтожнейших лавочек города встречается в продаже керосин в значительном количестве, керосин покупает деревня и степь киргизская.
Между тем при его воспламеняемости несчастья бывают так часты, что пора бы обратить внимание, если не на способы хранения керосина, то на самовольно устраиваемые склады в городе. На днях нам пришлось видеть на Введенской улице (ныне ул. 9 Января. – Т.С.), как во двор купчихи Ануфриевой ввозили сотни пудов керосина в деревянных бочках».
Изменить ситуацию решился оренбургский купец Никифор Прокофьевич Савинков, подав осенью 1884 года в городскую управу заявление: «Так как освещение и отопление в человеческой жизни составляет весьма важное значение в экономическом отношении, и благодаря науке, развитию торговой промышленности способы освещения во всех видах сведены в настоящее время к значительному удешевлению, то я, Савинков, желая эти способы распространить в Оренбурге и Оренбургском крае на более рациональных и широких началах, намерен устроить собственные вагоны-цистерны, а для хранения керосина устроить каменные и железные цистерны».
«Совершенно безопасны от огня»
Прилагая к своему заявлению «план пустопорожнего места в конце Телеграфной улицы (ныне ул. Цвиллинга. – Т.С.)», Н.П. Савинков просил предоставить ему это место, «заключающее в себе 1625 кв. сажен (квадратная сажень – 4.5 кв. метра. – Т.С.) для складочной цели».
При этом оренбургский первой гильдии купец подчеркивал: «Цистерны для хранения керосина построены в обеих столицах и многих губернских городах, так как склады-цистерны, кроме удешевления, необходимого для всех и каждого продукта, предоставляют незаменимую пользу для города тем, что они совершенно безопасны от огня».
По мнению Никифора Прокофьевича, «…между перевозкой и хранением керосина в бочках и хранением в цистернах за чертой города – неизмеримая разница».
Городской архитектор Дмитрий Корин, которому прошение Н.П. Савинкова было передано «на заключение», вскоре уведомил Управу, что «препятствий со стороны технической на устройство цистерн не может быть, но таковые должны быть устроены по всем правилам строительного искусства и с соблюдением законов строительного устава в отношении пожарном и сама постройка цистерн должна отстоять от места железных дорог на расстоянии 25 сажен».
На основании этого архитектор «место на плане, предоставленном господином Савинковым, уменьшил из 1625 кв. сажен на 525 сажен, оставив таковое для устройства цистерн только в 1.100 кв. сажен».
Предоставить другую территорию
Мнения гласных при рассмотрении заявления Н.П. Савинкова на заседании высшего органа городской власти разделились: одни полагали отвести, просимое Савинковым место в конце Телеграфной улицы, другие считали возможным предоставить ему другую территорию – «за первой будкой железной дороги».
Именно поэтому решение «о сдаче места для устройства цистерны и о размере оброчной платы за него» подвергнуто «голосованию посредством открытой подачи голосов».
Первый вопрос «большинством 17 голосов против 9 разрешен в смысле отвода господину Савинкову, если он пожелает, другого свободного места для цистерны, а второй большинством 15 голосов против 7 голосов разрешен определением взимать за отведенное Савинкову место по 25 копеек за квадратную сажень».
«Проложить нефтепроводные железные трубы…»
Никифор Прокофьевич направил в городскую думу «новый план городской местности между водокачкой железной дороги в 25 саженях за канавой и городской землей, сданной под огороды – в длину по Чернореченской дороге 25 сажен и поперечнику вниз по отлогу к Уралу 60 сажен, а всего 1450 кв. сажен».
Оренбургский предприниматель просил предоставить ему это место «в аренду на 24 года с правом возобновления контракта на тот же срок под устройство резервуаров для хранения и продажи нефти, керосина, нефтяных остатков (т.е. продуктов, образующихся в процессе перегонки нефти. – Т.С.), жилых и холодных построек…»
Савинков тогда же делился планами «проложения на арендуемой земле и городской со станции Оренбургской железной дороги к резервуарам чрез Чернореченскую дорогу нефтепроводных железных труб…»
Он предлагал плату «за этот участок по той цене, по которой сдаются подгородние земли под устройство кожевенных заводов, лесных складов и кирпичных сараек».
«Городское хозяйство будет иметь выгоду»
Свое желание «иметь право на возобновление контракта» Н.П. Савинков объяснил тем, что «это дело на рациональных началах» потребует «больших затрат капитала, как на устройство самих металлических резервуаров-цистерн, прокладки нефтепроводных труб и вагонов-цистерн, так и различных приспособлений и построек для сего необходимых»…
Никифор Прокофьевич заверял, что «все эти заведения, приспособленные к настоящему делу, – на другое предприятие уже годны не будут, а следовательно, и затраченный капитал возвратиться не может.
Выгода же от этого дела, как и от всякого другого торгового предприятия – дело времени. Нельзя сказать вперед, что даст это предприятие – пользу или убыток, тогда как городское хозяйство во всяком случае будет иметь выгоду, ибо кроме арендной платы за просимое место будут взиматься еще и другие налоги в пользу города».
Коммерсант утверждал: «Точно также и городское население от развития этого предприятия, получая необходимые продукты (керосин и нефтяные остатки) при долженствующей усилиться конкуренции может только выиграть».
«Чтобы не стеснить прогона табунов»
Ознакомившись с новым планом места, «просимого господином Савинковым для устройства цистерны для склада керосина», городской архитектор уведомил местные власти, что оно «может быть ему отведено, так как около этого места вблизи нет никаких построек, которым бы могла угрожать опасность в пожарном отношении».
Городские думцы в январе 1885 года «определили»: «Сдать в аренду просимое место, но только не на предложенных Савинковым условиях, а если он пожелает принять его сроком только на 24 года без права продления действия контракта…»
Кроме того, «сдача места» разрешена была «Управе с тем, чтобы она отвела просимый участок, отступая на 10 сажен ниже линии, указанной на представленной Савинковым выкопировке (фрагмент плана земли с конкретным участком. – Т.С.), как границ просимого им участка с северной стороны».
Этот вердикт объяснялся просто – «чтобы не стеснить место для прогона городских табунов по дороге, пролегающей около предназначенного к отводу Савинкову участка».
Савинкова также обязали: «…Чтобы на отведенном участке он, кроме сооружений, необходимых для склада нефти, никаких других складов и торгово-промышленных заведений не делал».
Автор материала Татьяна Судоргина
Фото предоставлено Татьяной Судоргиной