СтатьиГлавноеОренбург

«Машины тронулись в первый маршрут»

100 лет назад в Оренбурге открылось регулярное движение автобусов для перевозки пассажиров.

«Удобства и выгода замены лошадиной тяги велики»

«У нас в России автомобильное дело начинает развиваться: появились автомобили в Петербурге и Москве для перевозок пассажиров, – радовался оренбургский журналист в 1908 году. – Удобства и выгода замены лошадиной тяги автомобилями велики. Стоимость омнибуса для 30–35 персон в 30–40 лошадиных сил по прейскуранту акционерного общества „Орион“ в Цюрихе с доставкой на место во все города России составляет около 10.000 рублей.

Автомобильное сообщение проникает уже и в провинциальные города, так, недавно в Самаре одним из инженеров подано заявление в городскую управу о предоставлении концессии на устройство омнибусного сообщения.

Устройство подобного сообщения у нас, в Оренбурге, ввиду обширности городской территории, сравнительно большой населенности и отсутствия мало-мальски сносных извозчиков более чем желательно, оно прямо необходимо, и предприниматели этого дела не только принесут огромную пользу для населения, но и помогут извлечь большую выгоду».

«Интересное предложение предпринимательницы Гейнрехсен»

На заседании оренбургской городской думы 2 октября (15 октября по новому стилю. – Т. С.) 1908 года рассматривалось, как свидетельствовал корреспондент «Оренбургской газеты», «интересное предложение некоей предпринимательницы госпожи Гейнрехсен. Она через своего представителя (нижегородского коммерсанта Мелентия Кожебаткиана. – Т. С.) предложила городу завести автомобильное движение для перевозки пассажиров.

Условия следующие: она с весны до зимы будет эксплуатировать автомобильно-омнибусное сообщение по тем линям, какие укажет город; автомобиль двухэтажный на 35 человек, средняя скорость движения 20 верст в час; плата в 1 классе по 6 копеек за станцию и во 2 классе по 4 копейки.

Выслушав это предложение, гласные заинтересовались созданием в городе Оренбурге скорого и дешевого передвижения… Выслушав некоторые доводы представителя госпожи Гейнрехсен, немедленно была выбрана комиссия для обсуждения вопроса…»

«Плата не должна быть слишком высокой»

Предваряя рассказ о «совещании особой комиссии под председательством городского головы Н. В. Кузьмина», сотрудник «Оренбургской газеты» П. Хализов осенью 1908 года писал: «Наш город в отношении способов передвижения далеко отстал не только от других губернских городов, но даже от меньшего своего собрата, своего уездного города Челябинска…

Такой пробел горячо обсуждается управой. Комиссия высказалась за принятие предложения фирмы Гейнрехсен. Думе остается только санкционировать выработанное комиссией постановление, а комиссии детально разработать договор. В данном договоре желательно подробнее остановиться на плате, которую будут взимать с пассажиров, и не назначать ее слишком высокой.

Желательно, чтобы число автомобилей вполне достаточно обслуживало население, чтобы автомобили были вместительны, отвечали правилам гигиены, чтобы были доставлены с завода, а не из тех городов, где фирма имеет уже автомобильное движение»…

«Даст оживление отдаленным частям города»

Автор репортажей о деятельности высшего органа власти губернского центра Н. Тирлянский вскоре информировал: «Экстренное заседание городской думы, состоявшееся 13 октября (26 октября по новому стилю 1908 года. – Т. С.), было посвящено вопросу об устройстве в Оренбурге автомобильного движения.

…Трое гласных не согласились с мнением большинства относительно срока концессии (договор об эксплуатации. – Т. С.) и предложили 5 лет вместо 7 лет, в течение которых город не открывает движение трамвая и не допускает открытия автомобильного движения другими лицами.

Дебаты начались довольно оживленные. Гласный Фон-Шлихтинг находит, что автомобильное движение даст оживление отдаленным частям города, только разве немощеные улицы не позволят туда курсировать автомобилям. Затем некоторые гласные коснулись выгоды концессии: обеспечит ли она дешевый способ передвижения.

Когда представитель фирмы Гейнрехсен не согласился на срок в 5 лет и отказался эксплуатировать автомобильное движение без концессионных гарантий, гласные баллотировали вопрос о концессии: срок концессии баллотировкой 17 против 13 голосов принят в 5 лет. Так как представитель заявил, что не может лично согласиться на этот срок, то ему дан трехнедельный срок на сношение с фирмой по тому вопросу»…

«Реализовать проекты не удалось»

В то же время были направлены в Петербургскую и Московскую городские управы письма с просьбой «не отказать сообщением контрактных условий, на каковых существует автомобильное движение, какие неудобства отмечены, не замечается ли порча мостовых…» Переписка затянулась…

Не удалось реализовать свои планы и предпринимателям С. Я. Коваленко с С. С. Березиным, обратившимися в 1911 году к членам Оренбургской городской управы за разрешением «эксплуатировать автомобильное пассажирское движение по городу Оренбургу».

Они настаивали на следующих условиях: «Предоставить товариществу право открыть в Оренбурге пассажирское движение первоначально на двух автомобилях, вместительностью каждый не менее 10 человек… при курсировании двух автомобилей через каждые полчаса…»

Первая мировая война, революционные события 1917 года, ожесточенные бои гражданской войны отложили решение проблем общественного транспорта в Оренбурге.

Осенью 1923 года газета «Степная правда» (печатный орган Киргизского обкома РКП(б) и КирЦИКа: Оренбург тогда был столицей нынешнего Казахстана) известила: «С 1 сентября по городу начал функционировать автобус. Его рейс: собор (Казанский собор находился на месте современного нам сквера у Дома Советов. – Т. С.) – Беловка (бульвар на Набережной. – Т. С.) – бывшая Юровская мельница (ныне – ЗАО «Хлебопродукт-1» на ул. Советская, д. 56) – вокзал». Других сведений об этом событии пока обнаружить не удалось…

«По линии А: вокзал –виадук – вокзал»

А вот 100 лет назад в прессе периодически появлялись подробности о предстоящем начале деятельности общественного транспорта. Первые 5 автобусов «Форд» (12-местные) прибыли в Оренбург в конце сентября 1925 года. Гараж для них был устроен в помещении бывшего Народного дома (находился на месте театра музыкальной комедии).

За подписью «заведующего автотранспортом Полянцева» 10 октября 1925 года в губернской газете «Смычка» под заголовком «Все! В автобусы все!» сообщалось: «Открывается автобусное движение по линии А: вокзал – виадук – вокзал».

От железнодорожного вокзала маршрут автобуса пролегал через площадь Коммунаров (теперь территория парка им. Ленина на Парковом проспекте) по ул. Гришковской (ныне ул. Чичерина). Затем он поворачивал в Антошечкин переулок (современная нам ул. Маврицкого) и, проехав через Хлебную площадь (сейчас стадион «Динамо»), делал поворот направо на ул. Троицкую (с 1926 года ул. Кобозева). Далее автобус двигался по ул. Кооперативной (в 1935 году переименована в ул. Кирова), Введенской (с 1926 года ул. 9 Января), Цвиллинга до виадука.

Губернская газета «Смычка» 11 октября 1925 года оповестила: «Вчера… после короткого выступления председателя горсовета Котова о знаменательности этого дня, когда Оренбург открывает автобусное движение, около часа дня машины тронулись в первый маршрут.

Первых пассажиров автобусы приняли около Дворца Труда (здание, построенное 150 лет назад для Почтово-телеграфной конторы, сохранилось до наших дней на пересечении Паркового проспекта и улицы Цвиллинга. – Т. С.), от которого две машины пошли на Кооперативную улицу и две по улице Цвиллинга к виадуку. В дальнейшем в одном направлении будут курсировать две машины с 7 утра до 12 часов ночи».

«Предполагается организация внутригубернского сообщения»

Подводя первые итоги, корреспондент «Смычки» в октябре 1925 года утверждал: «Успех автобусного движения не вызывает сомнения. Ежедневная выручка поднялась с 400 рублей в день до 450 рублей и в воскресенье 18 октября перевалила за 500 рублей.

За все время работы 5 машин прошли 1–1,5 тысячи километров каждая. Сейчас работают 4 машины, и одна по очереди оставляется в гараже для полного осмотра. Полуторатысячный пробег машины выдержали великолепно, без каких-либо повреждений.

Автобусы все время работают с полной нагрузкой. С вокзала автобусы принимают пассажиров с багажом. С 18-го числа движение автобусов перенесено с 8 часов утра до 1 часа ночи.

На днях выехал в Москву заведующий автотранспортом для приобретения различных материалов и ускорения прибытия остальных 5 машин.

Ведутся переговоры о приобретении больших 24-местных автобусов и предполагается организация внутригубернского автобусного сообщения».

 

В статье использованы цитаты из архивных документов с сохранением индивидуальных особенностей орфографии и пунктуации, характерных для стиля их автора и исторической эпохи.

Автор: Татьяна Судоргина

Фото предоставлено Татьяной Судоргиной

16+

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»