Статьи

«Положили прочное начало самобытной образованности»

О том, как в 1885 году оренбуржцы почтили память просветителей славянского мира Кирилла и Мефодия, расскажут архивные документы.

«Семя нашей исторической культуры»

Российские ученые считают, что «празднование 1000-летия блаженной кончины Св. Мефодия, Архиепископа Моравского в 1885 году вошло в анналы истории славянских культур как символ нового осмысления миссии Солунских братьев и как эпизод «старого спора славян между собой». Юбилей показал, что Россия продолжает претендовать на статус имперского центра славянской цивилизации».

Обер-прокурор святейшего Синода, член российского Комитета министров Константин Петрович Победоносцев, обращаясь к императору Александру III, в феврале 1885 года подчеркивал особую важность проведения юбилейных мероприятий: «Вот уже несколько лет продолжается со стороны римской курии агитация по поводу Кирилла и Мефодия, направленная против православных славян и России.

Главным ее деятелем служит епископ дьяковорский… задумавший объединить всех славян австрийских под знаменем католичества и внесть ту же пропаганду в среду православных. К 6-му апреля он, при содействии Рима, давно готовит громадную демонстрацию в Велеграде.

Эти приготовления заставили и нас озаботиться о торжественном, по возможности, праздновании этого дня в России. Дело успело огласиться повсюду, встречено с большим сочувствием, и теперь во всех городах и во многих селах готовятся празднества с торжественным богослужением и крестными ходами.

Думаю, что это торжество не останется без важных последствий и утвердит в народном сознании (что в особенности важно на окраинах) чувство национальности и понятие о просвещении, связанном с церковью.

Действительно, нельзя не признать, что семя всей нашей исторической культуры заложено в азбуке, изобретенной Кириллом и Мефодием, и в книгах, ими переложенных на славянский язык и доныне составляющих драгоценное достояние духа народного в России».

«Учащиеся будут освобождены от занятий»

Оренбуржцы 140 лет назад тоже готовились отметить тысячелетие со дня «блаженной кончины святого Мефодия».

На страницах «Оренбургского листка» весной 1885 года опубликовано сообщение: «Чествование дня тысячелетия блаженной кончины святого Мефодия, архиепископа Моравского, первоучителя славян состоится и у нас.

Городская дума не придумала еще, как почтить этот достопамятный день, но мы уже знаем, что учащиеся будут освобождены от занятий, а преосвященнейший Вениамин совершит соборне литургию, перед которой на молебне будет прочтено послание Святейшего Синода.

Было бы очень желательно, чтобы учащиеся от каждого учебного заведения и от каждой школы явились на архиерейское богослужение в собор от здания думы (теперь областной музей изобразительных искусств. – Т. С.) в преднесении хоругвей святых Кирилла и Мефодия, устроенной с этой целью в Кирилло-Мефодьевской церкви гражданской гимназии (теперь это корпус педагогического университета на ул. Советской, д. 19. – Т. С.)».

«Зачем торжествует этот день русская земля?»

Делясь своим мнением по поводу предстоящих торжеств, один из оренбуржцев 140 лет назад предлагал: «Не мешало бы познакомить учащихся в начальных школах хотя бы по коротенькому предисловию к книге «Жизнь и подвиги святых Кирилла и Мефодия» с вопросом: «Зачем торжествует этот день вся русская земля?»

И дети, конечно, узнают, что в этот день тысячу лет назад опочил святой Мефодий, который вместе с братом своим святым Кириллом составил для нашего народа азбуку, перевел на наш язык и священные книги и Богослужение, и сам много потрудился, учил славян христианской вере, возвещал слово Божие нашим родичам.

А главное дело то, что еще теперь в церквах поют и читают по тому, как святые братья написали тысячу лет тому назад, и до сих пор церковные книги печатаются теми же буквами, которые они писали.

Если русский народ – народ православный, если у нас в церкви каждый может понимать все, что читают и поют, если каждый может, выйдя из церкви сказать себе, что он услышал полезное для души, то кто же это сделал? Сделали это с помощью Божией двое святых братьев».

Наш русский князь Владимир в 988 году задумал из идолопоклонника стать христианином: противно стало его русской душе молиться камням и деревьям, и взыскал он истинного Бога. Тогда у братьев наших болгар была уже истинная вера и служба на родном языке, который все понимали.

Крестился Владимир в Херсоне греческом (близ Севастополя), а священников взял болгар. С тех пор пошла у нас православная вера, пошла и служба на родном языке, и стало не так, как в других землях, где служили тогда по латыни. По латыни понимали только ученые, а у нас в церкви понимали и ученые, и простые люди. Оттого и сильна вера в русской земле.

Вот, стало быть, есть за что помянуть русской земле и честно, и торжественно память святых своих Учителей. Вот почему и надо в день тысячелетней годовщины собраться всем, кто только может, в церковь».

«Не ограничились изобретением азбуки»

Преподаватель оренбургской мужской гимназии К. А. Белавин весной 1885 года посвятил святым Кириллу и Мефодию объемную статью, в которой, в частности, писал: «Христианство не было новостью для славян западных в IХ веке. До появления среди них святых Кирилла и Мефодия им давно уже проповедывали его латинские миссионеры. Римские миссионеры проповедывали христианство на латинском языке, чуждом для народа.

Все эти неудобства устранены с появлением в Моравии святых Кирилла и Мефодия. Христианство проповедывалось ими на славянском языке, доступном и для темных масс народных.

Немалую роль в жизни славян имеет и просветительная деятельность святых Кирилла и Мефодия. Уже одно изобретение славянской азбуки имеет немаловажное значение.

Но славянские братья не ограничились одним изобретением азбуки. Они же дали и первые образцы литературные, переведя Святое Писание на славянский язык. Этим они положили прочное начало самобытной славянской образованности.

Велика и обильна теперь наша литература духовная и светская, широко распространяется образование по русской земле, и первыми виновниками этого были святые братья – просветители славян!».

Свое пространное повествование Константин Александрович Белавин 140 лет назад заключил словами: «В день тысячелетия со времени кончины святого Мефодия более чем естественно пожелать, чтобы слова „Братья славяне“ не оставались словами, а обнаруживались и на деле.

Окидывая еще раз одним взглядом всю деятельность святых братьев, воскликнем вместе с поэтом:

 

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской, святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учители!

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Будьте славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл.

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил».

«Праздник оказался всенародным»

Согласно свидетельствам современников в Оренбурге 6 апреля (по новому стилю 18 апреля. – Т. С.) 1885 года «весь день посвящен Мефодьевскому празднику. Тысячелетие кончины святителя с особенной торжественностью отмечали наши учащиеся.

На акте в гимназии пели гимны, читались речи, стихи, и детям предложено было угощение. В понедельник, 8 апреля (20 апреля по новому стилю. – Т. С.), учащиеся в городских школах собрались в кафедральном храме и пели общим хором.

Даже в частных школах дети ознакомлены с историей праздника и личностями святых Кирилла и Мефодия, причем все получили по оттиску с издания славянского благотворительного общества „Жизнь и подвиги святых Кирилла и Мефодия“. Таким образом, праздник вышел трехдневный. Он оказался всенародным и теперь редко встретишь человека, который не знал бы о значении деятельности славянских первоучителей».

«Оренбургские губернские ведомости» тогда же сообщали: «По случаю праздника тысячелетия памяти славянских апостолов святых Кирилла и Мефодия в кафедральном соборе совершена Его Преосвященством Епископом Оренбургским и Уральским Вениамином божественная литургия и после оной молебствие при участии городского духовенства в присутствии начальника губернии и наказного атамана оренбургского казачьего войска генерал-майора Н. А. Маслаковца, должностных лиц военного и гражданского ведомств, большого стечения богомольцев.

В военной церкви святых Апостолов Петра и Павла (находилась на пересечении современных нам улиц Советской и Краснознаменной, там, где сейчас сквер с памятником А. С. Пушкину и В. И. Далю. – Т. С.) был церковный парад от частей войск: оренбургского казачьего юнкерского училища 2 взвода по 12 рядов; 159-го пехотного Гурийского полка батальон по 24 ряда в роте; оренбургского местного батальона 2 роты по 24 ряда в каждой; оренбургской местной артиллерийской команды 2 взвода по 12 рядов и по одному взводу в 12 рядов от 1-й конной батареи и отдельной сотни оренбургского казачьего войска, хор музыки названного полка.

В этот день согласно Высочайшего Государя императора повеления, объявленного в приказе по оренбургскому гарнизону освобождены от занятий воспитанники военно-учебных заведений, все чины войск, управлений и учреждений военного ведомства».

 

В статье использованы цитаты из архивных документов с сохранением индивидуальных особенностей орфографии и пунктуации, характерных для стиля их автора и исторической эпохи.

Автор: Татьяна Судоргина

Фото предоставлено Татьяной Судоргиной

16+

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»