СтатьиОренбург

«Театр сохранит о городе Чкалове лучшие воспоминания»

В канун Всемирного дня театра познакомимся с мемуарами ленинградских артистов о пребывании в эвакуации на уральской земле в годы Великой Отечественной войны.

«Почти ежедневно вел дневник»

В летописи Михайловского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге, который с 1926 по 1964 год назывался Малый Академический Ленинградский Государственный оперный театр (МАЛЕГОТ) важное место занимает его работа в городе Чкалове (наш областной центр носил имя летчика-героя в 1938–1957 гг.).

Не так давно были опубликованы плоды трудов Н. Д. Сердюк (автора многочисленных исследований об истории этого замечательного творческого коллектива), являющиеся ценным дополнением к официальным документам 1941–1944 годов о МАЛЕГОТе.

Предпринятая Натальей Дмитриевной попытка реконструкции деятельности балетной труппы во время Великой Отечественной войны интересна тем, что ею использованы уникальные материалы архива Михайловского театра. Надеюсь, что оренбуржцам будет интересно знакомство с выдержками из военного дневника артиста оркестра Малого оперного театра Ивана Алексеевича Поломаренко (1876–1965) и его коллег.

Воздавая должное И. А. Поломаренко, автор статьи восхищается: «Профессиональный музыкант, игравший в оркестре лейб-гвардии Преображенского полка и оркестре графа А. Д. Шереметева, служивший в театре с 1919 года, прилежно – почти ежедневно! – вел дневник, описывая быт и творческую жизнь, беды и радости труппы».

«Эшелон – около километра»

Подробности отъезда театра из Ленинграда зафиксировал дирижер Малого Ленинградского Государственного оперного театра Кирилл Кондрашин: «Прибываем на вокзал. Стоит громаднейший эшелон. Впереди четыре классных вагона, потом идут теплушки до самого конца. А в середине вклеили двенадцать товарных вагонов, но они уже забиты женами военнослужащих… и потом вагонов шесть МАЛЕГОТа. Там уже артисты оркестра, хористы, постановочная часть и так далее. Наш состав занимал около километра».

Поезд МАЛЕГОТа после посадки пассажиров простоял на Московском вокзале почти сутки и отправился к месту эвакуации 22 августа около 9 часов вечера. Состав прибыл в Чкалов 4 сентября 1941 года около 10 вечера.

Начальник Отдела по делам искусств Чкаловского облисполкома Г. И. Незнамов за день до приезда ленинградцев издал приказ: «В связи с направлением в город Чкалов Ленинградского оперного ордена Ленина театра и предоставлением ему здания театра музкомедии …областной театр оперетты с 1 сентября 1941 года перевести на стационарную работу в город Орск»…

«Обеспечить работы по расширению сцены»

Здание Чкаловского театра музыкальной комедии (бывший Народный дом, построенный в 1899 году) оказалось не подходящим для спектаклей ленинградской труппы.

Вот как его описывал К. Кондрашин: «Это был Театр оперетты, крохотное помещение мест, наверное, на 300. Зеркало сцены – семь метров и никаких кулис. Сцена примерно метр до стены. Никаких подсобных помещений нет – всего три уборных с каждой стороны»…

Бюро Чкаловского обкома ВКП(б) 5 сентября 1941 года, пытаясь принять меры для создания условий работы МАЛЕГОТа, постановило: «Ассигновать на расширение и оборудование сцены театра 150 тысяч рублей.

«Обострили жилищный вопрос»

Во время войны Чкалов, население которого в 1939 году составляло около 170 тысяч человек, принял 75 тысяч людей, эвакуированных из разных регионов СССР. Поэтому вопрос обеспечения коллектива МАЛЕГОТа продовольствием и жильем встал особенно остро.

В протоколе партсобрания театра от 10 сентября 1941 года записано: «Расселено 50 % работников, причем расселение шло в основном по личной инициативе. Трудностей очень много, так как перенаселение в г. Чкалове большое. Сейчас приняты следующие меры: будут предоставлены несколько квартир на семейных в домах, где помещались какие-либо организации».

Художественный руководитель и главный дирижер МАЛЕГОТа Борис Хайкин впоследствии вспоминал, что в расселении артистов и их семей «очень помогали городские власти и все население». В мемуарных свидетельствах отражены основные сложности этого процесса.

В дневнике И. Поломаренко читаем: «6 сентября (1941 года). C утра, как и все артисты, ходил с женой искать комнату. Дома в большинстве маленькие, одноэтажные, часто вросшие в землю. Пыль классическая. Комнат нет, а если где и пускали, то одиночек или двух человек, не позволяя стирать белье, пользоваться кухней…»

Иван Алексеевич оправдывал поведение местных жителей их вполне объяснимой уверенностью в том, что «приезжие вызвали вздорожание продуктов питания, обострили жилищный вопрос…»

«Не допускать снижения художественного уровня»

Руководство Малого оперного было настроено на долгосрочную работу. Художественный руководитель и главный дирижер театра Борис Хайкин 15 сентября 1941 года подготовил докладную записку о репертуаре на сезон 1941/42 года. К постановке планировались 9 спектаклей – 6 оперных и 3 балетных.

В связи с этим Борис Эммануилович просил обеспечить театр декорационными, костюмерными, бутафорскими мастерскими и урегулировать вопрос о снабжении материалами для изготовления декораций и костюмов.

По приезде артистам театра дали меньше двух недель на обустройство. Уже 16 сентября 1941 года состоялась первая репетиция, а 20 сентября – первая чкаловская премьера МАЛЕГОТа. Новый сезон открыли оперой «Черевички» П. И. Чайковского на сцене Летнего театра в парке Тополя (тогда он носил имя Карла Либкнехта).

На совещании представителей театральных организаций 28 октября 1941 года директор МАЛЕГОТа Г. Я. Тарасенко высказался о том, что «в военных условиях необходимо выпускать больше спектаклей, но не допускать снижения их художественного уровня».

«Балет не имел успеха»

Первый балетный спектакль в эвакуации МАЛЕГОТ представил 7 ноября 1941 года. Выбор пал на постановку Л. М. Лавровского «Кавказский пленник».

Чкаловская публика, с восторгом принимавшая симфонические концерты в исполнении оркестра театра и с удовольствием знакомившаяся с оперным искусством, балет приняла без восторга и окрестила хореографические постановки «немой оперой».

Осенью 1941 года И. Поломаренко отметил: «7 ноября. Утром ходили на демонстрацию. Снова порядочный мороз, но без снега. Ветер крутил оренбургскую пыль. Все перемерзли. Наши духовики составили из себя недурной военный оркестр, шествовавший во главе местных оркестрантов.

Вечером шел балет «Кавказский пленник»… С музыкально-театральным искусством этого вида жители города совершенно не знакомы. Балет не имел никакого успеха. Говорят, зрители остались в недоумении и наивно спрашивали друг друга: «Отчего артисты не поют и не говорят? Очевидно, они простудились на демонстрации?»…

«В антрактах – продовольственные разговоры»

Артистам в эвакуацию разрешили взять с собой не более 50 килограммов вещей. Крохи своего скудного скарба они продавали на рынке, меняли выдаваемую водку на продукты (впрочем, незаконно, так как Чкаловский горсовет издал постановление, воспрещающее меновую торговлю).

В 1942 году И. Поломаренко искренне сочувствовал коллегам: «Играли и пели плохо – весь оркестр и некоторые певцы и хористы днем работали на огороде, все устали… В антрактах – продовольственные разговоры и ссоры…»

Особенно он переживал за представителей балетной труппы: «На репетиции упала Исаева; всегда спотыкается и держится за пол Тулубьев. Думаю, это от недоедания». Кирилл Кондрашин свидетельствовал, что МАЛЕГОТовцы давали концерты «за муку, и за картошку, и за крупу, в общем, шикарные концерты».

Летом 1943 года Иван Поломаренко с горечью констатировал: «Возрос контингент артистов, работающих на мясокомбинате… Из разговоров товарищей понял, что сегодня туда ходили даже женщины. Например, Уманская, несколько часов подметавшая двор и за это получившая 5 кило костей; другим выдают кровяную колбасу и пр. Полученную таким образом «натуру» артисты малую часть оставляют себе, а большую – продают на рынке…»

«Миллион зрителей за три года»

Невзирая на все проблемы, согласно архивным данным, находясь в эвакуации, Ленинградский малый оперный театр поставил 29 опер и балетов, дал свыше 1 000 спектаклей, 40 симфонических концертов.

Около миллиона зрителей познакомились не только с классическим репертуаром театра, но и с новыми постановками, посвященными теме Великой Отечественной войны. В Чкалове состоялись премьеры оперы И. И. Дзержинского «Кровь народа» и «Надежда Светлова», С. В. Аксюка «Калинка», В. В. Волошинова «Сильнее смерти».

Из артистов театра в 1941–1944 годах сформировано и отправлено на фронт 9 концертных бригад. В Чкалове дано свыше 20 шефских спектаклей, около 1 000 концертов, в госпиталях организовано около 2 000 выступлений. Коллектив ленинградского театра был активным участником сбора средств в фонд обороны страны, фонд помощи семьям фронтовиков.

Одним из заключительных выступлений ленинградцев в июле 1944 года стал творческий вечер заслуженной артистки РСФСР певицы Елены Красовской.

Директор театра Г. М. Коркин и главный дирижер Э. П. Грикуров перед возвращением в Ленинград в прощальной статье, опубликованной в «Чкаловской коммуне» 2 сентября 1944 года, заверяли: «Уезжая из Чкалова, театр сохранит о нем лучшие воспоминания». Было дано обещание «не порывать связи с Чкаловом путем посылки бригад, организации концертов…»

В используемых цитатах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации автора, характерные для стиля автора и эпохи.

Автор статьи: Татьяна Судоргина

Фото: archive.orb.ru

16+

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»