Военная служба по контракту
Важно. Интересно. Оперативно

Путешествие в мир музыки

вчера
32
Путешествие в мир музыки
Каким должен быть современный урок музыки и что представляет собой работа учителя музыки? Об этом корреспондент «ВО» узнал из интервью с учителем музыки и заместителем директора по учебно-воспитательной работе лицея №2 города Оренбурга Галиной Майоровой.
 
Из концертмейстера в учителя 

– Галина Александровна, расскажите, как Вы пришли к профессии учителя? 

– Изначально я не планировала быть педагогом, меня больше всего привлекала музыка. Отмечу, что она всегда меня вела по жизни. И даже когда после 9-го класса просили учителя остаться в школе, я ответила, что впереди у меня музыка и большой музыкальный путь, поэтому ухожу в музыкальный колледж и тратить ещё два года своего времени на получение полного среднего образования не планирую. В итоге поступила в Бузулукский музыкальный колледж, который считается центром музыкальной культуры западного Оренбуржья. После окончания учёбы педагоги мне предложили поработать концертмейстером в колледже. Хотя эта работа не входит в педагогический стаж, но, на мой взгляд, роль концертмейстера в некоторой степени выше педагога. Ведь ему приходится сочетать в себе несколько направлений – быть наставником, руководителем, педагогом, сопровождающим и т.д. В этой должности отработала три года, и меня назначили заместителем директора колледжа. За четыре года пребывания в этой должности мы с нашими учащимися участвовали в самых разных конкурсах, в том числе и международного уровня. В тот период пришла к выводу, что не только музыка, но и педагогическая профессия также моё призвание. Проработав ещё какое-то время в колледже, меня потянуло в школу. Не хотела идти в музыкальную школу, на тот момент у меня уже был хороший опыт в управленческой сфере, поэтому думала, что мои знания пригодятся и на должности школьного завуча. В итоге все мои задумки реализовались – я стала учителем музыки в средней школе. Будучи учителем музыки, поняла, что растить и воспитывать из маленьких детей юношей и девушек с широким кругозором, культурных, просвещённых – это действительно большая ценность и награда. 

– Несколько слов о Вашей педагогической карьере.

 – Первым местом работы была школа №25 города Оренбурга, затем гимназия №5, где отработала успешно десять лет. На базе гимназии организовала вокальный ансамбль «Мозаика», который становился лауреатом международных конкурсов. В этом году решила сменить обстановку и перешла на работу в лицей №2. Здесь есть прекрасные возможности для развития как моего профессионального потенциала, так и для личностного роста моих учеников. В итоге мой педагогический стаж на сегодня составляет 17 лет. Хотя, если учитывать работу концертмейстера, то более 20 лет. 

Уроки музыки 

– Галина Александровна, чему сейчас учат ребят на уроках музыки в средней школе? 

– Приведу слова профессора Санкт-Петербургского университета, психолингвиста, специалиста в области нейронауки Татьяны Владимировны Черниговской: «Всех детей нужно учить музыке. Она способна тренировать мозг» и «Детей нужно учить музыке не ради приличия, а для всеобщего развития. К тому же, занятия музыкой развивают зоны мозга, ответственные за речь». Могу отметить, что у ребят, которые занимаются музыкой, образуются новые нейронные связи. У них на постоянной основе происходит формирование новых понятий, знаний. Музыка даёт такие навыки детям, которым они никогда не научатся на других предметах. Своим ребятам постоянно говорю: «У вас есть 45 минут, в ходе которых вы можете от меня взять всё, и даже больше». Современный урок музыки – это универсальный предмет, который включает в себя много других направлений, наук. Разбирая ту или иную тему, мы говорим с детьми об истории, искусстве, литературе. Порой и музыкальные произведения разбираем по тому же принципу, который используется в литературе. Были такие моменты в моей педагогической практике, когда ребята задавали вопрос: «Зачем нам нужен урок музыки?». Обычно такие вопросы возникали, когда я приходила в другую школу. Но, побывав на моих уроках, у них такие вопросы отпадают сами собой. А в конце учебного года сетуют на то, почему у них в программе так мало уроков музыки. 

– Наверняка у Вас за эти годы сформировалась своя методика преподавания? 

– Безусловно. В своей практике стремлюсь сделать таким образом, чтобы урок музыки не превращался в урок-развлечение. И в общении с коллегами на методических объединениях рассказываю, что при разборе, к примеру, темы «Кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева в пятом классе мы сначала разбираем историческую личность Александра Невского. Затем я ребятам показываю картины с его изображением, говорим с ними о том, почему он был причислен к лику святых. Тут же анализируем иконы с его ликом. Далее говорим о тех памятниках, которые установлены данному полководцу. Плюс ко всему добавляем музыкальный материал, слушаем и также его анализируем, поём и играем. Тема, над которой я работала, называется «Развитие музыкального восприятия у детей школьного возраста». Направлена она на привлечение ребят подросткового возраста к классической музыке. И вот благодаря тому, что музыкальное произведение мы рассматриваем с разных сторон, у детей формируется совершенно иное отношение к нему, они начинают проявлять больший интерес.

– Одарённых и талантливых ребят в плане музыки Вы сразу замечаете?

 – Да, их, конечно, не заметить сложно. В лицее №2 ребята для меня совершенно новые. Но уже по тому, как они исполняют музыкальное приветствие в начале урока, можно увидеть, кто какими талантами обладает. 

– Как развиваете таких воспитанников? 

– В предыдущих школах организовывала музыкальные коллективы, ансамбли. Как пример – ансамбль «Мозаика» в гимназии №5. Там у меня были ребята, которых, можно сказать, подняла с нуля, никто из них вокалом, в том числе и в музыкальных школах, не занимался. В итоге мои воспитанники становились лауреатами конкурсов разного уровня. В перспективе и здесь планирую развиваться в этом направлении. В продолжение разговора об учительской профессии хотела бы отметить своё участие в региональных чемпионатах профессионального мастерства. Начинала я с IT-компетенций, чаще всего это были web-технологии, разработка виртуальной и дополнительной реальности. С ребятами участвовали в региональных соревнованиях, занимали призовые места, ездили в другие города на всероссийские соревнования. Есть в этом чемпионате профмастерства и компетенция «Преподавание музыки в школе». Два года подряд мои воспитанники становились победителями и призёрами по этому направлению. В этом году моя ученица стала лауреатом III степени. А меня пригласили на национальный чемпионат профмастерства в качестве независимого индустриального эксперта. 

Работать на результат 

– Галина Александровна, в лицее №2 Вы работаете ещё и завучем. Что входит в это направление Вашей работы? 

– Здесь у меня примерно та же миссия, что и учителя. Я главным образом курирую методическую работу нашего лицея, конкурсное движение педагогов и работу с одарёнными детьми. В гимназии №5, к примеру, учитель, которого я готовила, стала победительницей конкурса «Учитель города Оренбурга – 2024» – учитель английского языка Наталья Жемиря. В этом году я также выставляю на этот конкурс кандидатуру от нашего лицея. Надеюсь, что у нас есть все шансы на победу.

 – В этом учебном году у лицея №2 появилось дополнительно ещё одно здание, второй корпус, который был открыт в ЖК «Дубки». Как Вам работается в новом, современном здании? 

– Условия здесь существенно отличаются от тех учебных заведений, в которых мне приходилось работать до этого. Как учитель музыки довольна, что здесь ребята на уроках могут воспользоваться всем необходимым набором музыкальных инструментов. Во всех других отношениях условия также прекрасные. Одним словом, работать одно удовольствие. Конечно, для меня это новый коллектив, пока приходится привыкать, осваиваться. Но я с новыми людьми работать умею, поэтому настроена только на положительный результат. Особо хотела бы отметить роль нашего директора Марины Ивановой, которая очень мудро подошла к формированию нового коллектива. Ей, по сути, пришлось здесь в новом корпусе создавать коллектив с нуля, но я убеждена, что ей это по силам. 

– От чего получаете удовлетворение в своей педагогической работе? 

– Прежде всего от результата. Я никогда не иду на работу без определённого плана. Всегда планирую, если что-то меняется, то корректирую. И, соответственно, всегда стараюсь идти на результат. 

– В заключение что бы Вы хотели пожелать своим коллегам ко Дню учителя? 

– Поздравляю всех своих коллег с профессиональным праздником и хотела бы пожелать им видеть радость в своих детях. Радоваться каждому дню, творческого вдохновения. А также каждому учителю – большого трудолюбия! 

Материал подготовил: Константин Копылов 

Фото: Александра Чердинцева

Комментарии 0