Военная служба по контракту
Важно. Интересно. Оперативно

Учитель, воин, патриот

вчера
34
Учитель, воин, патриот
Одна из особенностей специальной военной операции – массовое участие в ней добровольцев. Люди разных возрастов, профессий, убеждений ведут бои с националистами, восстанавливают мир на освобождённых территориях, помогают мирному населению. История одного из рядовых героев СВО заслуживает особого внимания. Корреспондент «ВО» пообщался с учителем технологии, воспитателем кадетского класса школы №15 города Оренбурга Алексеем Рябовым, который также стал участником СВО в качестве добровольца. 

 Путь в педагоги 

Алексей Иванович родом из ближнего зарубежья, родился в Туркмении, в городе Мары. Там же окончил школу, затем поступил в Туркменский государственный институт физической культуры и спорта. После окончания вуза получил специальность тренера-преподавателя по плаванию. Затем была служба в армии. А в 1997 году переехал в Оренбург, где начал трудовую деятельность. – Первым моим местом работы в сфере образования была средняя школа в посёлке Пригородном. Спустя несколько лет перешёл на работу в школу №15 города Оренбурга. Педагогический стаж у меня уже почти 15 лет. Если говорить о профессиональном выборе, то сначала хотел связать свою жизнь с тренерской работой. С детства увлекался плаванием и водным поло, поэтому и далее хотел развиваться в этом направлении. Примером для меня послужил мой тренер Александр Валерьевич Колтунов, который, по сути, заменил мне отца, моего папы рано не стало. А он стал для меня наставником. Пере-ехав в Оренбург, я не мог устроиться по специальности, не было возможности. Но вскоре поступило предложение заняться воспитанием кадетского класса в посёлке Пригородном. Решил попробовать себя в этом направлении. Постепенно втянулся и понял для себя, что школа – это моё призвание. Тем более сейчас, имея за плечами жизненный опыт, хочется им поделиться с подрастающим поколением. 

– Из чего состоит на данный момент Ваша работа в школе?

 – Веду уроки технологии – с этого года предмет получил новое название «Труд». Кроме этого, веду занятия по дополнительному образованию, а именно – занимаюсь с ребятами в 5-х и 6-х кадетских классах. Изучаем с ними строевую подготовку, историю оренбургского казачества, огневую, специальную физическую подготовку, соревнования в военно-прикладных видах спорта, управление БПЛА.

 – Легко ли находите общий язык с современными учениками? 

– Особых сложностей в коммуникации с ребятами у меня никогда не было. Сейчас мальчишки и девчонки больше подкованы в IT-технологиях, гаджетах. Здесь мне их даже приходится догонять, они эту часть жизни быстрее нас осваивают. Есть некоторые упущения в их воспитании, но для этого есть мы, учителя, поэтому нагоним и поправим. 

– Насколько актуален предмет «Труд»? 

– Этот предмет, безусловно, очень важен и современен. Сегодня он охватывает множество направлений: «Производство и технологии», «Технологии обработки и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». Я стремлюсь развивать у детей мышление, прививать им навыки проектной деятельности и учить находить выход из любой ситуации. Именно проектная работа помогает им в этом. Кроме того, мы обучаем их простым бытовым навыкам, чтобы они могли пользоваться инструментами и выполнять практические задачи своими руками, так как предмет «Труд» позволяет учащимся приобрести практические навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Также он помогает им определиться с выбором будущей профессии. 

– Алексей Иванович, как Вы пришли к идее развивать кадетство в школе? 

– Как я уже упоминал, меня пригласили заниматься этим направлением в школе в посёлке Пригородном. С тех пор я искренне полюбил эту тему. Мои прадеды, деды были связаны с военным делом, они воевали и защищали нашу Родину. Отец также пять лет служил во флоте, и я сам несколько лет отслужил в Вооружённых силах. Поэтому у меня есть богатый опыт в этой области, которым могу поделиться с детьми. Кроме того, я потомственный казак, корни из станицы Сакмарской Оренбургской губернии. Мои главные задачи – воспитать из наших ребят настоящих людей, помочь им быстрее адаптироваться в обществе, сориентировать на углубление знаний и представлений об оренбургском казачестве, его традициях, сделать возможным условия для становления юных патриотов, развить физические и нравственные качества посредством совместного участия в военных, спортивных состязаниях, культурно-досуговых мероприятиях. Я знаю многих ребят из кадетских классов, которые, окончив школу, выбрали военную карьеру. Но даже тем, кто не планирует связать свою жизнь с армией, не будут лишними эти знания и навыки. Очень радует, что в новый предмет ОБЗР включена начальная военная подготовка. Эти знания и умения необходимы подрастающему поколению. 

На СВО 

– Алексей Иванович, как Вы оказались на СВО? 

– Первые мысли о том, чтобы пойти добровольцем на фронт, у меня появились сразу с началом специальной военной операции в 2022 году. Долго размышлял над этим моментом, обратился в военкомат, но в тот момент не подошёл по возрастным критериям. Затем в период частичной мобилизации был призван на СВО мой коллега, учитель английского языка, он и сейчас находится на СВО. Этот момент стал для меня определённым толчком, после которого я твёрдо решил пойти в качестве добровольца. Убеждён, что лучше врага остановить на дальних рубежах, чем он придёт непосредственно к нам. Тут как раз началось развитие добровольческого движения. В итоге я подписал контракт через оренбургское казачество в конце апреля 2023 года, попал в отряд «Барс-6». Был там полгода, находился непосредственно на территории Луганской Народной Республики (ЛНР).

 – Опишите, чем Вы непосредственно занимались в зоне проведения СВО? 

– Наш отряд расположен был во второй линии обороны, но бывали случаи, когда нас перебрасывали на первую линию. Среди задач – огневая поддержка наших ребят на первой линии, охрана, осуществление наблюдения. Чтобы глаз у нас не замыливался, долго на одном посту не держали, недели через две старались перекидывать на другие посты. Соответственно, на новых постах появлялись другие функции. 

– Наверняка Ваш армейский опыт там Вам помогал? 

– Это верно, помогал. Безусловно, современная война очень отличается. Особенно долго пришлось привыкать к постоянным прилётам БПЛА. Если раньше в армии голова крутилась на 360 градусов, то сейчас на 720 градусов. Самый главный навык в отношении БПЛА – это научиться понимать и создать постоянное визуальное наблюдение за небом и постоянную аудиоразведку – на характерный шум БПЛА. Услышал и увидел – сможешь вовремя себя обезопасить. 

– Алексей Иванович, Ваши взгляды на события вокруг СВО изменились?

 – Однозначно могу сказать, что в своих взглядах после участия в СВО только утвердился. Как я и говорил, мы должны защитить своё Отечество на дальних рубежах. И лучше сделать это сейчас, иначе они придут к нам в дом. Отношение к противоположной стороне у меня не изменилось. Собственно, к самим украинцам отношусь адекватно, всему виной те, кто ими управляет, кто задурил им головы пропагандой. 

– Как был устроен быт на фронте? 

– Жили мы главным образом в блиндажах, которые обустраивали сами. Меняли мы их часто, враг ведь тоже не дурак – видит, пристреливается, прослушивает. Поэтому локацию периодически меняли. С питанием никаких проблем не было. Единственный недостаток был связан с питьевой водой. Её привозили нам в основном в пластиковых бутылях. И если были прилёты со стороны врага, то тут же лишались запасов воды. Но мы и тут нашли способы укрывать воду.

 – Несколько слов о взаимоотношениях с сослуживцами. 

– В целом дружественная обстановка. Все друг за друга, старались поддерживать и помогать, дух товарищества там на очень высоком уровне. Да и сама обстановка на войне всё-таки исключает конфликтные моменты. 

– Страх был? И как с ним боролись? 

– Как говорят, не боятся только дураки, поэтому страх был. Но к нему привыкаешь. Да и он, наоборот, на войне помогает, благодаря страху не притупляется чувство самосохранения. Главное – уметь правильно направить свой страх, чтобы он не перешёл в панику. 

– Вы получили контузию? 

– Да, лёгкую. Стоял на НП («глаз»), и меня накрыло пятью снарядами. Прямых попаданий не было, но взрывной волной зацепило. Первоначально ничего не понял. После этого я ещё три месяца отслужил. 

– Сейчас у нас много добровольцев, кому бы Вы не советовали идти на фронт? 

– Здесь универсального совета дать не могу. Для каждого этот выбор индивидуален. Если человек считает и понимает, что защита Родины – долг и честь каждого мужчины, что он это сможет выдержать, что он готов к этому, то, однозначно, надо идти. А если есть сомнения, то здесь стоит подумать. В любом случае выбор должен оставаться за самим человеком. 

– Мы беседуем с Вами накануне Дня учителя, что бы Вы пожелали коллегам? 

– Хочу пожелать всем учителям крепкого здоровья, мудрости, терпения и мирного неба над головой. А тем коллегам, которые сейчас находятся на СВО, желаю как можно скорее вернуться домой живыми и здоровыми к своим родным и близким. 

 Фото и материал Константина Копылова

Комментарии 0