Военная служба по контракту
Важно. Интересно. Оперативно

Путь учителя

вчера
57



В Оренбурге подвели итоги муниципального этапа конкурса профессионального мастерства работников образования «Учитель города Оренбурга – 2025». Корреспондент «ВО» встретился с победителем – учителем русского языка и литературы гимназии №1 Оксаной Денисовной Балаба и узнал обо всех нюансах одного из главных событий педагогического сообщества Оренбурга. 

Путь в учительскую профессию

 – Оксана Денисовна, с чего начинался Ваш педагогический путь? 

 – В 2018 году я окончила Оренбургский государственный педагогический университет, обучалась на филологическом факультете и получила образование по двум профилям – русский язык и литература. На выбор профессии повлиял мой классный руководитель и учитель русского языка – Людмила Витальевна Каколина. Своей любовью к ученикам и преподаваемым предметам, стремлением научить, харизмой она направила меня на этот путь. В 7-м классе я твёрдо решила, что стану педагогом и буду стараться стать такой, как она. Чем старше я становилась, тем желание только усиливалось.

– Где проходили Ваши первые уроки как учителя русского языка и литературы? 

– У меня единственная запись в трудовой книжке – это гимназия №1, соответственно, здесь прошли мои первые уроки. В гимназию я попала в августе 2018 года по рекомендации своего научного руководителя Аллы Николаевны Ксенофонтовой, под её надёжным крылом я успешно окончила и магистратуру, и аспирантуру. После собеседования с директором гимназии, на тот момент это была Лариса Олеговна Бебешко, меня приняли на работу.

– Вспомните свой первый урок?

 – Урок проходил здесь, в МОАУ «Гимназия №1», в кабинете под номером 24, так получилось, что с тех пор этот кабинет является моим. Урок был в 6-м классе, сейчас эти ребята уже выпустились. Безусловно, я очень переживала, что у меня ничего не получится и дети меня не примут. Это был урок литературы, на нём мы немного познакомились и приступили к вводному уроку. Когда он завершился, я испытала целую гамму чувств, эмоции меня просто переполняли. А сам урок мне запомнился навсегда. Если же говорить о самом первом уроке в моей жизни, то он был на практике, которая проходила в лицее №9. Именно там я поняла, что не ошиблась с профессиональным выбором, до сих пор безмерно благодарна своему курирующему учителю Ольге Анатольевне Пилюгиной. 

– Несколько слов об основных направлениях работы в гимназии №1? 

– На данный момент веду уроки в 8 – 11-х классах. Своей главной задачей считаю работу над тем, чтобы дети полюбили литературу. А также научились работать с текстом и, как бы это не звучало странно, научились «читать». Тем более что при изучении некоторых произведений в старших классах необходимо использовать определённые методы чтения. На своих уроках учу ребят читать по-особенному. Работа достаточно кропотливая. Второе направление в работе – это подготовка к сдаче ЕГЭ. Для меня важна дальнейшая судьба детей, которые планируют поступать в вузы и получать высшее образование. Кроме того, я являюсь классным руководителем 11-го «Б» класса, поэтому для меня данная задача номер один. Необходимо хорошо подготовиться, чтобы ребята не переживали и не испытывали страха. 

– Наверняка, когда Вы только начинали свою работу, Вам помогали наставники?

 – Вы правы. Среди таких коллег я бы выделила заслуженного учителя Российской Федерации Светлану Алексеевну Колотовкину. Она мне помогла освоить особый стиль работы с текстом. На уроке при работе с произведениями мы используем исключительно книжный вариант, не используем электронные версии, не говоря уже о мобильных устройствах. Следующий момент – читаем с простым карандашом, ребята подчёркивают главную мысль в тексте, чтобы потом при повторном чтении можно было сразу увидеть необходимую информацию. Этот вид деятельности называется поисковым. Светлана Алексеевна стала для меня ориентиром в профессиональный деятельности, образцом, к которому я стремилась. Очень рада, что именно она встретилась на моём жизненном пути. 

 Конкурсное движение 

– Оксана Денисовна, как Вы попали в конкурсное движение педагогов? 

– Конкурсное движение меня очень привлекает. А первый конкурсный опыт случился, когда мне предложили принять участие в «Педагогическом дебюте – 2019». Мне посчастливилось не только достойным образом представить свою образовательную организацию на уровне города, но и принять участие в заключительном этапе этого конкурса в городе Москве, где я стала лауреатом. Затем два года подряд успешно принимала участие в престижной олимпиаде «Хранители русского языка» и дважды становилась призёром на региональном уровне. При содействии руководства МОАУ «Гимназия №1» побывала в Самаре в «Доме Пеликана», где увидела своими глазами всех победителей разных лет. Пообщалась, познакомилась с ними, вдохновилась. Если говорить о конкурсе «Учитель города Оренбурга – 2025», то к нему шла целенаправленно, провела большую работу по подготовке. 

– Расскажите о своём участии в конкурсе профессионального мастерства работников образования «Учитель города Оренбурга – 2025». Что давалось легко, а что вызывало у Вас трудности? 

– Участие в конкурсе – серьёзный труд, который требует значительных интеллектуальных, временных и физических затрат. Особого внимания заслуживает подготовка к открытому уроку. Тему сообщают за несколько дней до его проведения. Он проходит по той теме, которая совпадает на тот момент с календарно-тематическим планированием. Для того чтобы создать интересный конкурсный урок, необходимо приложить максимум своих усилий, умений. Помимо этого, ты продолжаешь вести свои уроки, параллельно готовишься к другим конкурсным испытаниям. Иногда приходилось работать и в ночное время, чтобы успеть сделать всё. Перед началом конкурса я наивно полагала, что будет легче, тем более что опыт участия в конкурсном движении есть, но на деле оказалось непросто. Открытый урок по литературе был в 11-м «А» классе МОАУ «Гимназия №5», класс я выбрала сама. Тема моего урока: «Художественный мир в поэме «Облако в штанах» В.В. Маяковского». 

– Чем удивляли жюри? 

– Постаралась построить свой урок на ассоциативных цепочках, символах. Связала его с геометрией, потому что увидела связь с геометрической фигурой – тетраэдр и композицией поэмы – тетраптих (композиция из четырёх взаимосвязанных частей, образующих единое произведение. – Прим. авт.). Урок проходил в гуманитарном классе с очень интересными и талантливыми ребятами. Такой нестандартный метод проведения урока придумала самостоятельно, и в итоге он удался, что и позволило мне стать лидером в конкурсе.

– Сейчас уже все испытания позади. Оценивая своё участие в конкурсе, к каким выводам для себя приходите?

 – Прежде всего для меня результат в конкурсе являлся мечтой, которая теперь исполнилась. Но всё это случилось со мной не просто так, а является результатом большой предварительной подготовки. Благодаря конкурсу я получила дополнительный опыт, познакомилась с другими активными коллегами. Кроме того, конкурс стал для меня испытанием на прочность, стрессоустойчивость. Убеждена, что полученный опыт поможет мне не только в профессиональной деятельности, но и в жизни. Научилась преодолевать разнообразные стрессовые ситуации, ведь среди конкурсных заданий были и те, к которым было невозможно подготовиться заранее и требовалась импровизация конкурсанта. Пользуясь возможностью, хотела бы отметить, что моя победа в конкурсе была бы невозможна без поддержки со стороны руководства и коллектива нашей гимназии. Большое спасибо за помощь директору Ольге Викторовне Денисовой, заместителю директора Ольге Викторовне Дубановой. А также очень благодарна за колоссальную поддержку учителю русского языка и литературы Ольге Владимировне Завадской, она все эти дни сопровождала меня. Выражаю благодарность детям и родителям, среди них особо хотела бы выделить председателя родительского комитета Елену Валерьевну Пятаеву. Очень благодарна учителю технологии Анастасии Юрьевне Леоновой, которая помогла мне воплотить в реальность ту книгу, которую я использовала на своём уроке. В целом же считаю, что это победа всего нашего большого коллектива. 

– Если я правильно понимаю, то Вам теперь предстоят другие этапы конкурса?

 – Да, это так. Сначала необходимо пройти зональный этап, затем региональный, и, если всё сложится благополучно, предстоит федеральный этап, который пройдёт осенью 2025 года. Безусловно, я мечтаю дойти до федерального этапа, буду стараться прилагать максимум усилий, чтобы осуществить свою мечту. Настрой у меня соответствующий: предстоит улучшать свои навыки, работать над собой и оттачивать профессиональное мастерство. 

– В заключение нашей беседы хотелось бы узнать, как Вы отвлекаетесь от рабочих будней?

– Педагогическая деятельность у меня занимает большую часть жизни, поэтому не всегда есть время на увлечения. Но тем не менее стараюсь найти время и для этой значимой части жизни. Люблю читать, петь, танцевать и готовить. Всё это позволяет мне отвлечься и получить и физическую, и моральную разгрузку.

Автор материала Константин Копылов

Фото Александра Чердинцева

Комментарии 0